|
Книга главного научного сотрудника Музея антропологии и этнографии
имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Т. А. Бернштам представляет
собой уникальное исследование, посвященное приходской жизни русской
деревни.
Важность такой книги, которая давала бы представление о том, как
и чем жила русская деревня XIX века в духовном отношении, трудно
переоценить. Все исследования XX века сосредоточивались обыкновенно
на описании деревенского быта - в отрыве от национальной веры.
И только теперь духовное и мирское исследованы вместе, в комплексе.
Сельский приход изучается в единстве своих составляющих: духовенства
и крестьянства. В центре внимания автора - соотношение и взаимодействие
основ православного воспитания и народного благочестия, проблема
"пастырь и пасомые", быт и бытие сельского прихода в
европейских епархиях России.
В первой части книги прослеживаются этапы становления и эволюции
сельского прихода и его духовенства, очерчивается круг обязанностей
священника и устроение религиозного быта русского общества со
средневековья (Московская Русь) до середины XIX века. Во второй
части воссоздается структура и содержание церковно-домостроительного
года русского крестьянина, описываются наиболее характерные обычаи
(формы общественной и домашней молитвы; частные требы: крещение,
венчание, похороны; формы и степени поста; праздники, домашние
молебны и обеты; грехи и праведные дела; почитаемые места и практика
богомольных странствий).
Исследование носит энциклопедический характер: всецело изучены
статус и социальное положение русского духовенства, рассмотрены
духовные основы русского пастырства, исследованы ежедневный и
еженедельный циклы церковной жизни на селе, представлен очерк
домостроительного года сельского прихода, описаны формы народного
домостроительства.
Книга одновременно и энциклопедия русской деревенской духовной
жизни XIX века, и справочник, в котором каждый интересующийся
историей и православным прошлым России найдет для себя все необходимые
сведения по предмету.
Книга богато иллюстрирована редчайшими фотографиями из неопубликованных
коллекций Кунсткамеры (отдельная вклейка на мелованной бумаге).
|
|