|
Отношение любой культуры к продуктам распада, возникающим в результате
жизнедеятельности человеческого организма, равно как и к самой
процедуре очищения от этих продуктов, совершенно определенно является
неким показателем уровня развития данной культуры. Так, если человек
здоров и не страдает ярко выраженной патологией, типа энуреза
или энкопреза и при этом ходит, что называется, под себя, то последнее
обстоятельство является показателем уровня его культурного развития.
Или если в каком-либо культурном центре России отдельные граждане
привыкли мочиться «под себя» в парадных своего города, то данный
факт также служит показателем уровня культурного развития, но
уже не конкретного человека, а общества в целом. С другой стороны,
упорное нежелание общества познавать себя во всех своих проявлениях
приводит лишь к точечному, избранному и определяемому коммерческими
интересами освещению вопросов, касающихся очищения от продуктов
жизнедеятельности. На сегодняшний день благодаря массированной
рекламе все от мала до велика знают как приблизительно использовать
тампоны «Tampax» или прокладки «Carefree». Но мало кто знает,
как справляет свою нужду, например, чукча, находящийся в пути
и страдающий несварением желудка при морозе, скажем, в 45 градусов
ниже нуля и сильном ветре. Мало кто знает, как то же самое делает
абориген Австралии. Возможно, перед тем как и после того как он
исполняет особый, предназначенный лишь для этих целей танец.
Подобного рода вопросы многим могут показаться излишними, лишенными
смысла, гипотетическими и не дающими никакой практической пользы.
Однако, это не совсем так. Можно быть абсолютно уверенным, что
при избыточной эрудированности в такого рода вопросах, при наличие
возможности сравнивать положительные или отрицательные стороны
в процедурах очищения в разных культурных традициях, при наличие
устоявшихся традиций проведения этих процедур в обществе найдется
много меньше людей, способных осквернять своими фекалиями места
для этого не предназначенные, идти на прием к врачу со следами
экскрементов и выделений на нижнем белье или использовать в качестве
туалетной бумаги свои пальцы и окружающие стены. И никакие экономические
катаклизмы в современном обществе не могут служит оправданием
наличия подобного рода «элементов» культуры, ибо, как говорил
классик, разруха начинается с головы.
То, что в светских обществах привыкли называть соблюдением гигиены,
лишь отчасти и весьма приблизительно соответствует тому, что в
религиозных культурах именуется соблюдением ритуальной чистоты
и связанным с ней ритуальным очищением. С тем, чтобы пребывать
в состоянии ритуальной чистоты, необходимо, во-первых, знать,
что ее нарушает, а во-вторых, каким образом и благодаря чему она
восстанавливается. Кроме того, важно также соблюсти определенные
требования, касающиеся непосредственно места для дефекации и действий,
совершаемых при этом. Другими словами, понятие ритуальной чистоты
намного шире, нежели просто гигиена, поскольку предполагает не
только формальное физическое очищение от экскрементов, но и подготовку
верующего к совершению актов ритуального характера, связанных
с отправлением культа и отражающих отношение верующего к высшему
объекту поклонения.
Так, в исламе после посещения отхожего места мусульманину после
обычного ритуала подмывания для совершения намаза необходимо ввести
себя в состояние ритуальной чистоты путем дополнительного омовения.
Напомним, что намаз должен совершаться пять раз в день. То же
самое относится и ко многим другим ритуальным актам. Однако то,
что включает в себя понятие ритуальной чистоты, не является неким
раз и навсегда застывшим образованием. Напротив, в разные времена
и в зависимости от принадлежности к тому или иному толку ислама
отдельные составляющие ритуальной чистоты претерпевали изменения,
которые можно проследить по письменным источникам.
Для того чтобы отчетливо представить себе, что подразумевалось
под эти понятием в средневековом исламе и что изменилось в нем
к третьему тысячелетию по христианскому летоисчислению, ниже ретроспективно
будут изложены основные требования к ней, описанные в жанре «толкований»
по книге айатоллы Хомейни (1900—1989) «Таузих ал-маса’ил» (Толкование
положений) и виднейшего мыслителя мусульманского мира Абу Хамида
Мухаммада ал-Газали ат-Туси (1058—1111) по книге «Кимийа-йи са‘адат»
(Эликсир счастья) .
Оскверняющие и очищающие Согласно шари‘ату одиннадцать вещей могут,
осквернив, нарушить ритуальную чистоту верующего. В их число входят:
1 — моча, 2 — каловые массы, 3 — сперма, 4 — мертвечина, 5 — кровь,
6 — собака, 7 — свинья, 8 — неверный (кафир), 9 — вино, 10 — пиво,
11 — пот верблюда, питающегося скверной.
Указания к опорожнению
(мочеиспускание и выход каловых масс)
Положение 57
Необходимо, чтобы человек во время опорожнения и в
других случаях прикрывал свои гениталии от лиц, достигших совершеннолетия,
даже если они будут является его родственниками, типа сестры или
матери, а также — от малолетних умалишенных и маленьких детей,
которые отличают плохое от хорошего. Однако жене и мужу небязательно
скрывать друг от друга свои гениталии.
Положение 58
Небязательно прикрывать свои гениталии чем-то особым.
Достаточно, если их прикрыть, например, рукой.
Положение 59
Во время опорожнения не следует располагаться спиной
или передней частью тела, то есть животом и грудью, в направлении
Мекки.
Положение 60
Недостаточно во время опорожнения располагаться лицом
или спиной в направлении Мекки разворачивая в сторону гениталии.
Если же передняя или задняя часть тела не будут обращены на Мекку,
то осторожность необходимо проявить в том, чтобы и гениталии не
смотрели передней или задней частью на Мекку.
Положение 61
Не предосудительно располагаться лицом или спиной
к Мекке во время очищения мест выхода мочи и кала. Однако, если
во время дополнительного очищения (истибра’) из канала появится
моча, то в этом состоянии находиться лицом или спиной к Мекке
запрещено.
Положение 62
Если для того, чтобы укрыться от глаз постороннего,
вынуждают сесть лицом или спиной к Мекке, то следует сесть лицом
или спиной к Мекке. Также если по другим причинам вынуждают сесть
лицом или спиной к Мекке, то это не воспрещается.
Положение 63
Необходимую предосторожность следует соблюсти в том,
чтобы не усаживать дитя лицом или спиной к Мекке во время опорожнения.
Однако, если сам ребенок сел так, то нет необходимости его удерживать.
Положение 64
В четырех местах опорожнение запрещено: - во-первых,
на тупиковых улицах, в случае если живущие вокруг не дали разрешения;
- во-вторых, на территории чьей-то собственности, опорожняться
на которой не разрешается; - в-третьих, в том месте, которое было
отдано под целевой вакф, например, некоторые из мадраса; - в-четвертых,
на могилы верующих, в случае проявления к ним неуважения.
Положение 65
В трех случаях анус может быть очищен только водой:
- во-первых, когда вместе с каловыми массами выходит другая скверна,
типа крови; - во-вторых, когда к анусу снаружи пристала какая-либо
скверна; - в-третьих, когда загрязнение каловыми массами вокруг
ануса больше обычного. Кроме данных трех случаев анус можно обмывать
как водой, так и очищать тканью, камнями и чем-то наподобие того,
согласно указаниям, речь о которых пойдет ниже. Хотя, лучше все-таки
обмывать водой.
Положение 66
Место выхода мочи очищается только водой. Достаточно
после мочеиспускания обмыть один раз. Однако тем, у кого моча
выходит не естественным путем, необходимо из предосторожности
обмывать два раза. То же самое предписание для мужчин относится
и к женщинам.
Положение 67
Если анус промывается водой, то в нем не должно оставаться
ничего из каловых масс. Наличие цвета и запаха допускается. Если
за один раз он промыт так, что в нем не осталось ничего из каловых
масс, то повторное мытье не обязательно.
Положение 68
Несмотря на то, что всякий раз при устранении каловых
масс из ануса камнем, глиняным комком или сродни тому, его чистота
наводит на размышления , тем не менее чтение намаза допустимо.
И если что-то соприкоснется с ним, то не будет осквернено. А незначительные
частицы и липкость не вызывают вопросов.
Положение 69
Не обязательно очищать анус тремя камнями или тремя
кусками материи, но вполне достаточно использовать один камень
или кусок ткани с разных сторон. Кроме того, если за один раз
каловые массы устранены, то больше не требуется. Однако, если
это место очистить костью, пометом или чем-то, что обязывает проявлять
к себе уважение, типа листа бумаги с написанным на нем именем
Бога, то тогда, исходя из необходимой предосторожности, намаз
читать нельзя.
Положение 70
Если есть сомнение, вымыты места выхода или нет, то,
несмотря на привычку постоянно очищаться непосредственно после
мочеиспускания и опорожнения кишечника, следует подмыться.
Положение 71
Если после совершения намаза возникло сомнение, были
ли подмыты места выхода до намаза или нет, то намаз, который был
прочитан, — верный, но для последующих намазов нужно подмыться.
Дополнительное очищение
истибра’)
Положение 72
Истибра’ — действие желательное, которое совершают
мужчины после мочеиспускания. Его выполняют по-разному. Самое
лучшее, когда после отхода мочи сначала подмывают анус, если он
был осквернен. Затем три раза средним пальцем проводят от ануса
до основания «инструмента» (алат), после чего большим пальцем
сверху, а указательным снизу «инструмента» три раза проводят до
места обрезания. Вслед за этим три раза придавливают головку «инструмента».
Положение 73
Жидкость, иногда появляющаяся у человека после любовных
игр и забав, — чиста. А также, жидкость, иногда появляющаяся после
спермы, равно как и жидкость, иногда появляющаяся после мочеиспускания,
если не смешались с мочой, — чисты. Если после мочеиспускания
было проделано дополнительное очищение, а вслед за тем вышла какая-то
жидкость, вызвавшая сомнение относительно того, моча это или одна
из тех трех, то чистота не нарушается.
Положение 74
Если человек, видя какую-то выделяющуюся влагу, сомневается,
сделал он дополнительное очищение или нет, не зная при этом чистая
она либо нет, то он осквернен. Если он до этого совершил омовение
вузу’, то оно сходит на нет. Однако если он, видя какую-то выделяющуюся
влагу и не зная, оскверняющая она или нет, сомневается относительно
правильности совершенного дополнительного очищения, то он не осквернен,
и вузу’ также остается в силе.
Положение 75
Если у того, кто не сделав дополнительного очищения
после мочеиспускания, через какое-то время появляется уверенность,
что в канале не осталось мочи, и при этом он наблюдает у себя
жидкие выделения, сомневаясь, чистые они или нет, то эти выделения
чисты, и они также не нарушают омовение вузу’.
Положение 76
Если человек после мочеиспускания совершает дополнительное
очищение и делает омовение вузу’ , а после вузу’ вдруг наблюдает
у себя жидкие выделения, считая их мочой или спермой, то обязательно
из предосторожности совершить омовение гусл, а также вузу’. Однако,
если до того он не сделал вузу’ , то вполне достаточно будет сделать
только вузу’.
Положение 77
Для женщины нет дополнительного очищения от мочи.
И если она, наблюдая у себя увлажнение, сомневается чистые они
или нет, то она чиста, и они не нарушают ни ее омовение вузу’,
ни омовение гусл. То, что желательно и порицаемо при опорожнении.
Положение 78
Желательно во время опорожнения садиться там, где
никто не сможет увидеть. Заходить в место для опорожнения с левой
ноги, а выходить — с правой. Также при опорожнении желательно
прикрывать голову, а тяжесть тела переносить на левую ногу.
Положение 79
Порицается во время опорожнения сидеть напротив солнца
и луны, однако, если каким-либо способом прикрыть гениталии, то
это не порицаемо. Также во время опорожнения порицается сидеть
против ветра, на дорогах, проспектах, улицах, у дверей домов и
под фруктовыми деревьями, что-то есть, надолго засиживаться и
подмываться правой рукой, равно как и — разговаривать во время
опорожнения, однако, если вынужденно или поминая Господа, то ничего.
Положение 80
Порицается мочиться стоя, на твердую почву, в норы
животных и, в особенности, в стоячую воду.
Положение 81
Порицается сдерживать себя от мочеиспускания и выхода
кала. Если же это наносит вред, то вообще нельзя сдерживаться.
Положение 82
Желательно мочиться перед намазом, перед отходом ко
сну, перед совокуплением и после эякуляции.
А. Хисматулин
|
|