|
Настоящая рубрика посвящена материалам готовящегося энциклопедического
словаря под условным названием «Китайский пантеон», призванного,
по замыслу составителей, собрать и обобщить всю доступную информацию
о божествах, сверхъестественных существах и предметах, вера в
которые была в различное время распространена у представителей
наиболее многочисленной национальности, населяющей современный
Китай, — ханьцев. Составители сознательно оставили вне поля своего
внимания верования малых народов, проживавших и проживающих на
территории КНР и Тайваня; это должно стать предметом отдельного
справочника. В основу словаря положен глоссарий, основной корпус
которого сформирован в настоящее время.
При составлении глоссария авторы исходили в первую очередь из
самого широкого круга персонажей, традиционно относимых к божествам
даосского, буддийского и так называемого простонародного пантеона,
— вне зависимости от того, какой объем информации о том или ином
персонаже оказался доступен.
Понимая, что перед подобным изданием стоит задача в первую очередь
информационная, составители старались включить в глоссарий максимально
возможное число персонажей, о которых удалось найти какие-либо
сведения. Глоссарий (и соответственно, сам словарь) построен по
алфавитному принципу; в качестве главного первоначального упоминания
выбрана китайская транскрипция; традиционное внутреннее деление
на разделы по конфессиональному признаку (даосизм, буддизм и пр.)
сознательно опущено — прагматический синкретизм китайской повседневной
религиозности часто оказывается настолько силен, что строгая категоричность
(или слепое следование сложившейся традиции) при отнесении многих
персонажей пантеона к лону того или иного религиозно-философского
направления кажется ненужной и даже неуместной; пожалуй, чаще
мы вправе говорить лишь о происхождении того или иного персонажа.
Каждому конкретному персонажу пантеона посвящена отдельная статья,
содержащая основные факты его биографии, краткое содержание наиболее
значимых преданий и легенд, связанных с ним, данные о времени
возникновения культа и особенностях его отправления.
Предполагается включение в справочник значительного количества
иллюстративного материала, в первую очередь, традиционных изображений,
помещавшихся в рукописи и ксилографы.
Помимо статей об отдельных персонажах, в глоссарий включены краткие
очерки главных китайских религиозно-философских направлений, имеющих
отношение к формированию пантеона, а также общерелигиозные понятия
(бессмертный, душа умершего и т. п.), без упоминания которых обойтись
невозможно. Кроме того, составители сочли целесообразным включить
в глоссарий важнейшие значимые для описываемого предмета реалии,
в первую очередь — географические (святые горы, храмы, монастыри
и пр.).
Составители предполагают, что словарь будет состоять из краткого
введения, посвященного принципам отбора и организации материала,
основного корпуса (собственно словаря) и приложений: аннотированного
указателя цитированных и использованных источников, списка использованной
научной литературы и указателей имен и названий.
Ставя перед собой задачу составления словаря подобного рода, авторы
отдают себе отчет как в ее масштабности, так и в ограниченности
своих знаний. Даже если над решением данной задачи работал бы
целый институт, все равно какое-то количество источников и научной
литературы осталось бы вне поля зрения. Однако авторы считают
попытку составления такого словаря необходимой и насущной — имея
в виду, что его корпус будет неизбежно уточняться и расширяться
в будущем.
Авторам хотелось бы особо подчеркнуть дискуссионный характер публикуемых
материалов. Мы были бы рады выслушать все предложения и замечания
уже на данном, предварительном этапе работы.
В будущем на этой странице будут опубликованы некоторые рабочие
материалы словаря.
И. Алимов,
К. Солонин
|
|