|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Буддизм, исторически первая мировая религия,
вызывает неизменный интерес в нашей стране, ибо это вероучение,
возникшее в середине I тысячелетия до новой эры в далекой Индии,
уже не один век является органической составляющей духовного пространства
России. Имея многочисленных последователей практически во всем мире,
буддизм чрезвычайно разнолик и тем не менее внутренне един. Чем
объясняется это видимое разнообразие и как понять смысловую целостность
буддийской религии? Как сложилось это вероучение, отрицавшее существование
Божественного начала и вечной души? В чем суть его догматики и какую
картину мироздания буддизм предлагал своим последователям? На все
эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся ответить в предлагаемой
читателю книге.
Среди религиозных систем древней и раннесредневековой Индии буддизм
принято относить к так называемым неортодоксальным верованиям, не
признававшим абсолютный авторитет Вед — собрания священных текстов,
явившихся фундаментом национальной индийской культуры. Ко времени
возникновения буддизма Веды были средоточием традиционного религиозного
Знания, мировоззренческой опорой начинавшего формироваться индуизма
— политеистической религии, объединяющей и по сей день большую часть
населения Индии.
Древнеиндийское общество представляло собой жесткую социальную структуру,
образованную четырьмя сословиями (варнами). Высшее сословие (первая
варна) объединяло в себе жречество. Жрецы — брахманы несли ответственность
за сохранение и передачу ведического знания, за религиозное благополучие
общества и правильное отправление ритуальной практики. Брахманы
играли роль посредников между богами и людьми.
Вторая варна — кшатрии — являлась воинским сословием. Она поставляла
царей и военачальников. Кшатрии правили, опираясь на интеллектуальные
услуги брахманов — советников и судей, опытных толкователей законов
и традиций.
В третью варну входили вайшьи — торговцы, ростовщики, ремесленники,
мелкие земельные собственники.
Мужчины этих трех варн, начиная с ранней юности, были обязаны изучать
Веды, и их религиозным образованием занималось брахманство. Медицина,
математика, лингвистика, астрология — вот неполный перечень областей,
в которых, наряду с толкованием ведического слова, прославились
ученые брахманы. Посвящение, получаемое от брахмана на изучение
Вед, приравнивалось к акту второго — религиозного — рождения, и
поэтому мужчины трех перечисленных варн, прошедшие такое посвящение,
именовались дваждырожденными.
Четвертая варна включала в себя шудр — низы древнеиндийского общества,
не допущенные к ведическому знанию. Их предназначение состояло в
том, чтобы служить членам остальных трех варн. Шудры не только не
имели права изучать Веды, но им возбранялось даже присутствовать
при распевном оглашении ведических текстов. Это же было запрещено
и женщинам всех варн. Брахман, рискнувший ознакомить женщину с Ведами,
изгонялся из общества навсегда.
Для индийской духовной культуры второй половины I тысячелетия до
новой эры была характерна вера в круговорот рождений, обретаемых
в результате добродетельной либо греховной деятельности в прошлой
жизни, т. е. вера в существование закона кармы. Таким результатом,
в частности, и считалась принадлежность к одной из четырех варн.
Поэтому о прижизненном переходе из одного сословия в другое не могло
быть и речи. Члены каждой варны должны были следовать строгим предписаниям
в своей жизнедеятельности, обращаясь к брахманам по всем жизненно
важным вопросам, ибо их авторитет имел всеобъемлющий характер. В
пользу брахманов члены всех остальных варн отчуждали шестую часть
своих доходов, полагая выплату налога своим религиозным долгом.
Иными словами, брахманству принадлежала не только идеологическая
монополия в древнеиндийском социальном мире, подобном по своему
устройству жесткой кристаллической решетке.
Именно в таком обществе выходец из варны кшатриев Сиддхартха Гаутама
и создал принципиально новое вероучение, отрицавшее духовное главенство
брахманов. Исследователи полагают, что основатель буддизма жил в
Северной Индии в 566—473 гг. до н. э.
Уже при жизни личность Сиддхартхи Гаутамы приобрела легендарные
черты. В последующие столетия его образ был мифологизирован, за
ним закрепились канонические имена и эпитеты — Будда Шакьямуни (букв.:
Просветленный мудрец из рода Шакьев), Бхагаван (Пребывающий в блаженстве,
Благословенный), Татхагата (букв.: Так ушедший, т. е. Ушедший в
просветлении), Джина (Победитель).
Первым сочинением, в котором жизнь Шакьямуни описана от рождения
до ухода, является биография, составленная буддийским просветителем
учителем Ашвагхошей (I в. н. э.), хотя отрывочные сведения обнаруживаются
и в буддийской канонической литературе.
Шакьямуни родился на севере Индии в стране Шакьев — маленьком государстве,
где господствовал воинский клан Шакьев. Шуддходана, отец Сиддхартхи
Гаутамы, был раджаном — членом правящего собрания (сабхи), состоявшего
из представителей воинской аристократии. Более поздняя буддийская
традиция называет его раджой — царем, а Сиддхартху — принцем, хотя
в стране Шакьев правление строилось по республиканскому типу, если
судить на основании ряда разных источников.
Беременности Майи, матери Шакьямуни, предшествовало предзнаменование
— ей приснилось, что в ее тело вошел белый слон. Это было истолковано
брахманами-астрологами как знак грядущего прихода в мир Махапуруши
— Великого человека, которому суждено сделаться Чакравартином —
Правителем вселенной. Когда ребенок родился, отец, стремясь служить
Великому человеку, пожелал воспитать его таким образом, чтобы горестные
стороны существования остались неизвестны будущему царственному
властелину.
Сиддхартха рос в неге и удовольствиях, опекаемый учеными брахманами.
В положенный срок он счастливо женился, и отец, воодушевленный исполнением
своей мечты, ожидал появления внука.
Однако, тяготясь неведением относительно жизни за дворцовыми стенами,
Сиддхартха тайно проник в город. Во время этого путешествия он узрел
безобразный лик человеческой старости, мучения больного, бездвижный
труп, и в сердце Сиддхартхи проникло острое страдание. Он осознал,
что в мире нет ничего неизменного, что счастье и наслаждение не
могут длиться вечно, и это переживание было подобно открытой ране.
Но Сиддхартха встретил и некоего санъясина — странствующего подвижника,
отбросившего влечение к миру. Лицо санъясина было спокойным и умиротворенным,
хотя он ничего не имел, кроме куска ткани, прикрывавшего его аскетичную
наготу. Это поразило Сиддхартху — он понял, что должен найти путь
победы над страданием.
Когда родился сын, Сиддхартха покинул дворец и присоединился к странствующим
аскетам. В течение нескольких лет следовал он изнурительному тапасу
(брахманским техникам аскезы), но этот метод не помогал преодолеть
страдание. Отказавшись от бесплодной брахманской аскезы, он погрузился
в состояние глубокого сосредоточения, сидя под священным древом.
На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело,
и он обрел состояние Будды.
Шакьямуни познал, что ни в одной сфере космоса нельзя достичь стабильности
— вечного блаженства, ибо в природе живых существ нет ничего вечного,
а вера в реальность Я — вечной души, обретающей с течением времени
новые рождения, безосновательна и бессмысленна. Но в то же время
ему открылось высшее абсолютное знание, устраняющее причины страдания,
и эту истину Шакьямуни решил передать живым существам, чтобы каждое
из них смогло вступить на благой путь.
Свою первую проповедь он произнес в парке Ришипатана близ города
Варанаси (совр. Бенарес) для пяти своих бывших товарищей-аскетов.
Они и сделались его первыми учениками.
Со временем Шакьямуни стал во главе большой общины, исповедовавшей
Дхарму — его учение о несуществовании вечной души, о причинно обусловленном
безначальном круговороте рождений, о страдании как неотъемлемом
свойстве этого круговорота и о пути прекращения страдания. Дхарма
— это и есть подлинное название того вероучения, которое мы привычно
именуем буддизмом.
Будда Шакьямуни, согласно сохранившимся в традиции сведениям, не
испытывал преследований со стороны противников его вероучения. Дожив
до восьмидесяти лет, он ушел в Паринирвану — состояние высшего покоя
сознания, не подлежащее словесному истолкованию. Сохранять далее
физическое существование, отягощенное болезнью, не имело смысла,
ибо Учение было в надежных руках просветленных последователей, община
процветала и пополнялась. Впереди был золотой век Дхармы.
Следует подчеркнуть, что древность и раннее средневековье представляли
собой в Индии эпоху, внутренне целостную по своему смыслу и духовному
содержанию. Древность явилась периодом накопления тех культурных
достижений, которые получили полный расцвет в III—IX вв. Именно
в древности сложилось собрание буддийских канонических текстов,
и в раннем средневековье на их основе возникла мощная постканоническая
традиция — классическая философия буддизма. С завершением этой эпохи
буддизм под давлением индуистских идеологических течений практически
полностью вытесняется из Индии в Тибет и на Дальний Восток, и начинается
новая страница в его великой истории.
Индийский этап существования Дхармы мы называем классическим не
потому, что в других историко-культурных регионах учение Шакьямуни
якобы утратило свой первоначальный вид. Оно пребывает всегда и везде
в полноте исходной догматики. Но именно индийская культура дала
тот комплекс смыслов и содержаний, без проникновения в которые понять
природу буддийских идей, буддийскую картину мира весьма затруднительно.
Философские трактаты (шастры), созданные в раннесредневековой Индии
и переведенные затем на китайский, тибетский и другие языки буддийской
культуры, впервые представили человечеству исчерпывающее систематическое
изложение теоретических основ буддийского мировоззрения. И тот,
кто стремится понять исторические судьбы буддизма, с почтительным
вниманием обратится к его индийскому наследию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспроизводится по изданию: Т. В. Ермакова, Е.
П. Островская. Классический буддизм. .
СПб., 1999.
© Центр «Петербургское Востоковедение», 1999
© Т. В. Ермакова,
Е. П. Островская,
1999
|
|
|
|