|
Вторая часть сочинения Мухаммада ал-Газали (первая
тут)целиком и полностью посвящена обычаям или, как их порой
называет автор, нормам поведения, сложившимся в мусульманской
общине к XII в. с точки зрения шафиитского мазхаба. Прием пищи,
вступление в брак, зарабатывание и торговля, распознавание заповеданного
и разрешенного, права и обязанности во взаимоотношениях между
различными категориями людей, этикет уединения и путешествия,
правила для прослушивания ритмически организованных выступлений,
повеление к исповедимому и запрещение отвергаемого, а также управление
подчиненными и подданными - вот тот круг вопросов, которые были
и остаются актуальными не только для средневековго ислама, но
и для дня сегодняшнего, и которые автор рассматривает на основе
сунны Пророка и обычного права с присущей ему безукоризненной
логикой.
Приложение А - исследование и перевод сочинения ал-Газали Насихат
ал-мулук. В исследовании рассмотрена проблематика аутентичности
второй части Насихат ал-мулук, которая не принадлежит перу имама,
и исторический контекст, в котором сочинение было написано. Там
же дан перевод писем ал-Газали, предшествовавших написанию Насихат
ал-мулук, и назван его вероятный "соавтор", присовокупивший
к сочинению вторую часть. Он же, как показывает исследование,
являлся и "соавтором" салджукидского вазира Низам ал-мулка
ат-Туси в дописывании текста Сийасат-нама/Сийар ал-мулук. Приложение
завершается переводом аутентичной первой части Насихат ал-мулук
по самому старому персоязычному списку сочинения.
Приложение В - перевод исследования иранского ученого Н. Пурджавади
по проблематике Насихат ал-мулук и Панд-нама ал-Газали с небольшим
послесловием к исследованию.
Понятийный словарь ал-Газали - в Словаре с параллельным арабским
или персидским текстом приведены определения отдельных терминов,
которые используются в двух опубликованных частях Кимийа-йи са'адат
в передаче русскими эквивалентами и которые раскрыты самим автором
как в Кимийа-йи са'адат, так и в тексте Ихйа' 'улум ад-дин.
Уникальная в своем роде по степени тематического охвата и безупречного
научно-теологического анализа книга может быть рекомендована самому
широкому кругу читателей, желающих познакомиться всерьез и не
понаслышке с бытовавшими и до сих пор бытующими мусульманскими
традициями.
|
|