начало | personal | тексты | фотографии | линки | гостевая книжка

 

КИТАЙ: ТУАЛЕТЫ И УРНЫ.
ПОЛЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
(1)

 

Если мы умеем запускать в пространство
рукотворные звезды и ракеты, то уж точно
должен быть способ вычистить туалеты.
Цзян Цзэ-минь

...Великое, как известно, в малом. Часто, попадая в чужую страну, где вовсю говорят на чужом языке и ведут себя по-чужому, обращаешь вни-мание на мелочи, тем сильнее бросающиеся в глаза. Ну вот, например, вы выходите из международного аэропорта во Франкфурте-на-Майне, садитесь в такси, едете в город и на десятой минуте путешествия понимаете: что-то не так. Все (и турок-водитель) говорят по-немецки, придорожные указатели художественно выполнены на том же языке, но к этому вы подготовились еще дома и чувствуете, что дело, безусловно, не в том. Вас тревожит что-то такое непонятно-необъяснимое, вы начинаете беспокойно озираться и ощупывать себя руками: все ли на месте. И тут вас осеняет: машина идет ровно, как по маслу, вас не трясет на выбоинах и прочих неровностях. А на спидометре — сто двадцать километров в час. То же самое можно наблюдать и в самолете, когда вы пересекаете государственную границу. Казалось бы, один и тот же воздух, только тут трясет, а там — нет.

примечания
(1) Настоящая работа является дополненным и исправленным вариантом статьи "Поднебесная: туалеты и урны", опубликованной в журнале "Кунсткамера. Этнографические тетради" (СПб., 1995. Вып. 8—9. С. 371—378).
(2) Пользуясь случаем, хочу выразить профессору Линь Бай-ши глубокую благодарность за ту беззаветную щедрость, с которой он поделился со мной результатами своих исследований.

Что же говорить о наших восточных соседях, разнящихся с нами буквально во всем, начиная от того, с какой стороны надо отгибать пальцы при счете, и заканчивая тем, в какую очередь следует есть суп! Одним из самых сильных впечатлений, какое я получил в Пекине зимой 1986 г., выходя из своей гостиницы и высматривая, куда бы деть пустую пачку из-под сигарет, было столкновение с местной урной: справа и слева от входной двери я увидел пару сидящих лакированных львов, из разинутой пасти которых торчали бумажки и кожура от бананов. И это после наших родных разбитых и потерявших всякий вид жестяных ведер! Именно тогда я почувствовал пробуждение живого интереса к подобного рода бытовым мелочам.

Будучи позднее в Китайской Народной Республике, я и мои коллеги (среди которых я с удовольствием назову Е. А. Торчинова, М. Е. Ермакова и А. И. Кобзева) уделили немало времени полевым наблюдениям над предметами быта, обыкновенно не привлекающими внимания страноведов. Несомненно важные сведения, главным образом в области урноведения, дали мне материалы полевой экспедиции профессора Линь Бай-ши (2) на морском побережье провинции Гуандун в 1999 и 2000 гг.

Некоторые краткие и далекие от полноты заметки по это-му поводу и предлагаются ниже вниманию читателя.

УРНЫ

Феномен китайской городской урны (гописян) трудно переоценить. Источники не донеcли до нас каких-либо вразумительных све-дений об урнах китайской древности, хотя, возможно, будущие исследования дадут в руки ученых материал такого рода. В современном Китае в сельской местности институт урны отсутствует, что как будто не удивляет; в поезде класса плацкарт и выше ее функцию выполняет железный (пластмассовый) подносик с высокими краями: накопившийся в нем мусор проводник (проводница) помещает в специальный жестяной ящик с откидывающейся крышкой, закрепленный на длинной ручке, а затем ловким отработанным движением не глядя отправляет за окно. В обыкновенном поезде с жесткими сидячими местами подносики как промежуточные накопители обычно отсутствуют, мусор громоздится на столиках и просто на полу и удаляется проводником посредством описанного выше приспособления каждые тридцать-сорок минут — по мере накопления и одновременно с доставкой в громадном термосе кипятка для жаждущих чая.

примечание
(3) Отношение китайцев (даже жителей столицы) к чистоте улиц, на которых они живут, хорошо характеризуют Азиатские игры 1990 г., проходившие в Пекине. Все время Игр город был чист, никто не плевал на землю, ни клочка бумаги или кусочка мусора не было брошено мимо урн, а коли и было, то убирались подобные случайные отходы с такой быстротой, что не успевал заметить глаз. Но стоило Играм закончиться — в течение недели нецентральные улицы вновь пришли в обычное, повседневное состояние, когда урны по большей части выступают в качестве декоративного элемента оформления столичных ландшафтов. Кстати, во время Игр в автобусах и на автобусных остановках появились забавные таблички, регламентирующие правила поведения на транспорте, и отдельным пунктом там было выделено: уступать места старым, больным и иностранцам. И ведь уступали! Пока шли Игры.

Китайская городская урна разбивает напрочь все наши традиционные представления об этом немаловажном предмете, столь желанном во многих местах нашего благословенного города на Неве. Китайские урны следует различать в первую очередь по форме: они бывают о четырех стенках, фигурные и цилиндрические. Последнее — не так типично и суть продукт влияния западной, главным образом американской, цивилизации. Такие цилиндрические урны нетрудно опознать — на них часто можно встретить англоязычные надписи, и попадаются они, как правило, в городских районах, где иностранное присутствие чувствуется сильнее всего: у заведений типа "Kentucky Chicken", а также в курортных зонах, ориентированных, как правило, на иностранцев. Ибо обычный, простой китаец в урне как в специальном устройстве для накопления мусора с целью его (мусора) последующей утилизации вовсе не нуждается (3).

По замыслу конструкторов, внутрь цилиндрических урн помещаются черные пластиковые пакеты, которые удаляются и вывозятся к месту утилизации по мере их заполнения отходами (или в соответствии с графиком работы соответствующей службы).

Урны как непременные атрибуты цивилизации все в больших и больших количествах встречаются на улицах китайских городов, и мы остановимся на них подробнее.

Главным, доминирующим типом китайской городской урны является четырехгранное/цилиндрическое, несколько расширяющееся кверху сооружение высотой около метра, крытое четырехскатной (или круглой) крышей. Бестолковый турист завороженно смотрит на сооружение и тщетно пытается понять его предназначение. Он шевелит губами, силясь прочесть удивительные надписи, покрывающие стены сооружения (часто выполненные в подражание архаическим почеркам вроде "чжуани"). Местные жители в душе над ним смеются — ну иностранец, лаовай, что с него возьмешь кроме долларов. А ведь все просто: на многих подобных строениях ясно написано (по-китайски), что они — урны. К этой надписи часто также бывают при-совокуплены призывы повсеместно блюсти чистоту, часто — в поэтической форме.

В Пекине такие урны нередко красят в салатный цвет, а крышу — в черный, что, впрочем, правилом не является, поскольку никакого явного канона для окраски урн, насколько мне известно, не существует. Во всех четырех стенках урны имеются прямоугольные (овальные) отверстия, достать до которых рукой нормальный человек может только нагнувшись. Отверстия, собственно, и служат для сбора разного рода мусора. Часто вместо одного из них присутствует запертая на висячий замочек дверца; через эту дверцу происходит удаление накопленного. В подобную урну трудно плюнуть, да этого никто и не пытается делать: все с чувством плюют на низлежащую поверхность, а в помещениях — в горшкообразные низенькие белые плевательницы, наполненные водой. Да и в урны отходы мечут явно без особого желания. Нет такой привычки.

Интересно, что эти "дома мусора" имеют, кажется, свои часы работы: однажды, поднявшись в непривычно ранний час, я попытался выбросить в одну из них мелкую дрянь и не смог этого сделать, ибо все отверстия были плотно закрыты шторками.

примечание
(4) Это обстоятельство, замеченное чисто случайно, было неоднократно проверено Е. А. Торчиновым, вызвавшимся добровольно собрать необходимую статистику.

Но наиболее поразительно в четырехгранных городских китайских урнах то, что они строго ориентированы по сторонам света (4), и это каждый любопытствующий может проверить с помощью самого обыкновенного компаса. Не смотрящие своими черными окошками на юг, север, запад и восток урны крайне редки и оказываются в таком совершенно несвойственном им положении лишь по принуждению — из-за ремонта дороги или какого-то происшествия.

На периферии воображение местных властей часто порождает несколько иные формы урн, обычно восходящие все к тому же четырехграннику. Но в любом случае фантазии местных властей можно сделать комплимент: иногда в мелких китайских городах встречаются воистину шедевры полета художественной мысли, надпись "Урна" на которых вовсе не кажется лишней и для местных жителей — настолько трудно бывает идентифицировать эти сооружения по их прямому назначению. Так, в городе Ханьгу (недалеко от Тяньцзиня) преобладают урны, напоминающие дома для птиц или почтовые ящики американского образца: такая урна покоится на довольно высокой ножке и имеет всего два отверстия, что, однако, не мешает ей быть строго ориентированной по сторонам света. А в городе Санья (Хайнань, провинция Гуандун) на территории местного дельфинария и тропического парка турист может наткнуться на некое деревянное сооружение с двухскатной крышей, больше напоминающее род кормушки для пони, на поверку оказывающееся все же гописяном, то есть — урной. Удаление отходов из такой урны производится посредством опрокидывания мобильной ее части во вспомогательное приспособление (совок, лопата и т. п.).

Некоторые отклонения от нормы встречаются так-же в столичных парках, часто посещаемых иностранцами; зачастую именно для них китайская надпись на урне дублируется английской.

Городские урны расположены крайне неравномерно. Так, их ставят кучно в местах общественного досуга (сады и парки), заботясь о чистоте окружающей среды. Количество урн резко возрастает в районе расположения мест удовлетворения большой и малой физиологической потребности. Несознательные гуляющие, однако, часто игнорируют дома мусора и мечут отходы куда попало.

примечание
(5) Да и тигр тоже мелковат. Недаром У Сун, один из героев классического романа "Речные заводи", даже будучи сильно пьян, забил напавшего на него по глупости тигра голыми руками.

Что до урн фигурных, то это, главным образом, урны зверомордые, в первую очередь уже упомянутые выше лакированные львы. Традиционный китайский лев отличается маленьким размером и выпученными глазами (5), что нашло достойное отражение в зверомордых урнах, каковые со всей благожелательностью, задрав морды, подставляют потоку бумажек, банок и бутылок свои немалые рты, украшенные рельефно выполненными клыками. Иногда в этой же функции выступают драконы или, например, рыбы. Зверомордые урны локализуются у гостиниц, входов в музеи, универмаги, в парках, курортных зонах и прочих местах общественного досуга и создают вполне возвышенное настроение, готовя посетителя к встрече с прекрасным.

Интересное сочетание четырехгранных и зверомордых урн мы нашли в пекинском парке "Да гуань юань", воссоздающем место действия и облики главных героев и героинь (в виде восковых статуй) известного романа "Сон в красном тереме". Там перед входом можно видеть абсолютно черные четырехгранные урны с положенными четыремя отверстиями, под каждым из которых имеется выкрашенное золотой краской изображение звериной морды (предположительно, это тоже лев) с кольцом в зубах. Величественное зрелище!

ТУАЛЕТЫ

Китайские туалеты (цэсо) уходят своими корнями в глубокую древность. В июле 2000 г. Би-Би-Си со ссылкой на китайское национальное информационное агентство "Синьхуа" сообщило новость: китайские археологи во время раскопок одного из могильных комплексов в Шанцю, провинция Хунань, обнаружили туалет, который датируется временем династии Поздняя Хань (206—23 до н. э.). Сам каменный комплекс включает в себя более трех десятков помещений различного назначения — в том числе и тот самый туалет. Собственно туалет представляет собой креслообразное каменное же сооружение с подлокотниками — для обеспечения наибольшего комфорта (что понятно: могила-то все же княжеская), оборудованное механизмом для спуска воды (6).

примечания
(6) Новости от 26.07.2000 на сайте BBC.
(7) Так, мы располагаем данными археологических находок туалетов сидячего типа в древнем Египте, датированных вторым тысячелетием до нашей эры; примерно к этому же времени относятся и находки туалетов на территории современной Индии, не говоря уже о широко известных общественных туалетах в Риме.
(8) Нельзя не отметить и то обстоятельство, что данный туалет обнаружен в погребальном комплексе и, следовательно, был назначен для использования захороняемым в загробной жизни. Вот еще одно яркое свидетельство того, что жизнь после смерти мыслилась китайцами мало отличающейся от нормального физического существования человека. См. в связи с этим мою работу "Жизнь после смерти в старом Китае" (Петербургское востоковедение. Вып. 4. СПб., 1993. С. 159—214).
(9) См.: Шо вэнь цзе цзы чжу / Сюй Шэнь чжуань. Дуань Юй-цай чжу (Шо вэнь цзе цзы с комментариями / Сюй Шэнь, сост. Дуань Юй-цай, коммент.). Шанхай, 1990. С. 444.
(10) Цит. по: Цы юань. Т. 2. С. 1015.

Последнее обстоятельство выводит эту находку из ряда ей подобных и зачастую более древних (7): перед нами наиболее ранний туалет в мире, свое рода прообраз унитаза, в конструкции которого для удаления нечистот использовалась вода (8). Несмотря на всю важность такого открытия и удивительные перспективы для выводов относительно повседневной жизни древнекитайской высшей знати, находка эта не позволяет нам судить о том, как же в те далекие времена справляли нужду простые китайцы. И мы неизбежно оказываемся перед необходимостью обратиться к письменным источникам, необычайным богатством которых так славится традиционная китайская культура.

Трудно сказать, как относился к туалетам Конфуций, история не донесла до нас соответствующих высказываний Учителя. В словаре "Ши вэнь цзе цзы" ("Толкование письмен и разъяснение иероглифов") содержится «родовой» иероглиф туалета в архаическом написании, и следующее его толкование: "Древнее и современное написание иероглифа, [означающего] отхожее место" (9). В "Цзо чжуани" ("Комментарий Цзо") есть упоминания о том, как тот или иной исторический деятель после приема пищи направлялся в туалет: "Цзиньский хоу... отправился в уборную, оступился и утоп" (10). Нередки упоминания о том, как в туалетах спасались от смерти во время бунтов и мятежей, забираясь под прикрывающую выгребную яму доску (цэ чуан); есть скупые упоминания некоторых туалетных атрибутов — горшков о четырех ножках (цэ ма), бадей для испражнений (цин тун), а также специальной лопаточки для удаления экскрементов (цэ чоу). К сожалению, большими подробностями обо всех этих приспособлениях мы не располагаем.

Туалетная тема звучит в ряде произведений классиков китайской литературы. Так, великий поэт и политический деятель Оуян Сю (1007—1072) писал, что лучшие свои творения создал сидя в туалете:

...И я чаще всего пишу свои произведения в трех местах — верхом на коне, лежа на изголовье и сидя в уборной. Ведь только в этих местах рождаются наилучшие замыслы! (11)

примечания
(11) Оуян Сю. Гуй тянь лу (Записи вернувшегося к полям) // Оуян Сю цюань цзи (Полное собрание сочинений Оуян Сю). Пекин, 1986. Т. 2. С. 1020.
(12) Оуян Сю. Указ. соч. С. 1013.

Из сочинения того же Оуян Сю мы узнаем, что в его время в туалете активно использовали свечи:
Когда господин (Коу Чжунь, 961—1023, министр. — И. А.) переходил служить с одного места на другое, то каждый раз после его отъезда с казенной квартиры там в отхожем месте на полу находили множество холмиков застывшего воска, натекшего со свечей .

Там же читали книги:

...каждый раз, направляясь в уборную, брал с собой книгу и читал ее там громко и отчетливо — всюду было очень хорошо слышно! (12)

примечания
(13) Первое упоминание о Цзы-гу содержится у Лю Цзин-шу (?—468?) в "И юань" ("Сад удивительного"). Подлинного расцвета культ достиг в сунское время. К этому времени относятся достаточно пространные записи о Цзы-гу в "Мэн си би тань" ("Записи бесед в Мэнси") Шэнь Ко (1031—1095) и в "Цзы гу шэнь цзи" ("О духе Цзы-гу") Су Ши (1036—1101). Подробнее о Цзы-гу см.: Шэньсянь шицзе (Мир духов и бессмертных). Шанхай, 1990. С. 850—851; Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Все духи Поднебесной). Пекин, 1990. С. 347—353. Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2. С. 619.
(14) Так, безусловно достойны упоминания партии "корточкистов" и "восседающих", весьма живописно изображенные в романе Чжан Тянь-и. См.: Чжан Тянь-и. Записки из мира духов. М., 1972.
(15) Данная классификация применима не только к туалетам китайским, но и — шире — к туалетам вообще; я призываю всех этнографов, кто сколь-либо серьезно интересуется данной темой, попытаться применить эту классификацию к повседневной жизни изучаемых народов: результаты должны быть удивительными!
(16) О великом значении материала для подтирки давно и со всей обстоятельностью поведал своему отцу Гаргантюа, см.: Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1981. С. 46—47. Хотя вряд ли, конечно, каждый даже в сельской местности сможет раздобыть себе для этой цели пушистого гусенка, признанного великим сыном своего великого отца лучшей в мире подтиркой.
(17) Весьма показательны могут быть примеры неорганизованных сельских туалетов из повседневного быта народов сопредельных Китаю стран Дальневосточного региона, например, Кореи. Так, в рассказе Ха Кын Чхана "Что отцу, то и сыну" (пер. Г. Е. Рачкова) говорится: "Ман До спустился к реке. Морщась, развязал тесемки брюк и стал мочиться. Падая на зеркальную поверхность реки, моча образовывала пену, к которой устремились стайки рыб — маленьких, не длиннее пальца. Эх, взять бы черпак да покидать эту мелочь в котелок — слюнки потекут! Высморкавшись в реку, он стал перебираться на другой берег" (Золотая птица Гаруда. СПб., 1994. С. 102).

Широкое хождение имела легенда о туалетном духе — Цзы-гу (она же Цэ-гу, Цэ-шэнь, Сань-гу, Кэн Сань-гу), наложнице, доведенной до самоубийства в отхожем месте ревнивой старшей женой; духу совершали регулярные поклонения (в ночь пятнадцатого дня первого лунного месяца), а также вызывали его для предсказания будущего (13). Туалетная тема прошла через всю историю китайской литературы (14).

Как показали наши скромные наблюдения, современные китайские туалеты бывают нескольких видов, что зависит в первую очередь от местности, в которой они расположены. Туалеты естественно делятся на городские и сельские. С последними все более-менее просто, ибо справить любую нужду в сельской местности не представляло никакого труда тысячу лет назад, не представляет и сейчас, да и в самом нраве сельских жителей от природы присутствует легкое (но не поверхностное) отношение к этому жизненно необходимому процессу.

Сельские туалеты можно разделить на два подкласса, а именно: неорганизованные и организованные (15). Под неорганизованным туалетом мы и китайский народ понимаем местность, обладающую какими-то привлекательными для испражняющихся свойствами, как то: уединенность, располагающиеся рядом зеленые насаждения и прочие объекты, за которые можно держаться при отправлении большой физиологической потребности, широколистные растения, могущие служить для подтирки (16) и т. д. Впрочем, перечисленные качества, как показывает практика, вовсе не обязательны, и главным критерием при определении того, что конкретно называть туалетом на селе, могут выступить индивидуальные особенности испражняющегося (17). Так, однажды на берегу Бохайского залива мне случилось видеть средних лет местного жителя, неторопливо отправляющего недалеко от воды большую потребность; в классической позиции "согнувшись", со спущенными штанами (дело было в декабре 1990 г. и дул страшный ветер), и держа в одной руке папироску, этот достойный представитель китайского народа созерцал воды и качающиеся на них рыболовецкие суда. Человек был погружен в эстетическое любование пейзажем.

А в 1986 г. в городе Баотоу, металлургическом гиганте Внутренней Монголии, на вокзале я видел местного жителя, относившегося к проблеме туалета еще более просто: будучи одетым в длинный, до пят, зеленый стеганый тулуп военного образца, он присел посреди перрона, а когда через несколько минут поднялся, на камнях красовалась аккуратная кучка. Вопросы подтирки этого человека не волновали вовсе.

примечания
(18) Велико разнообразие сельских туалетов! Археолог В. Алкин в устной беседе сообщил автору этих строк о лабиринтообразном туалете, который он наблюдал в одном из северных районов Китая. Этот туалет представлял собой каменную стену немногим выше пояса, заставлявшую жаждущего пройти вдоль ее спиральных изгибов некоторое расстояние, пока он наконец не оказывался в середине лабиринта, в месте, отведенном для удовлетворения физиологических потребностей обоего типа.

К организованным сельским туалетам относятся разнообразные сооружения, как обладающие крышей, так и без таковой, представляющие собой, как правило, канаву (канавообразную яму), равномерно застеленную досками или бетонными плитами, между которыми оставлено достаточно места для беспрепятственного калоизвержения и мочеиспускания. Такие туалеты обладают еще и разделительной стенкой, отгораживающей мужскую половину от женской. В них обыкновенно отсутствуют условия для одновременного отправления эстетических потребностей, а специфический запах этих заведений заставляет покинуть их как можно быстрее (18).

Гораздо больший интерес и неисчерпаемую нишу для открытий предоставляет нам китайский городской туалет. Городские туалеты бывают платные, бесплатные и гостиничные. Бесплатные туалеты — это, как правило, строения прямоугольного вида с односкатной крышей; их внешнее оформление зависит от района города и отношения к ним местных жителей. Например, в Пекине, в районе Хайдянь, на улицах довольно много туалетов, раскрашенных пестро, с выдумкой, двери их поражают воображение своей формой и манят зайти внутрь — дверь может быть в форме бутылки от "Кока-колы" либо круглой, а может быть и — совершенно обыкновенной. Такой туалет трудно не заметить. Пекин вообще поражает любовью к туалетам и их обилием, чего не скажешь про Шанхай или Гуанчжоу, где найти место отдохновения бывало довольно затруднительно.

Внутри бесплатный городской туалет имеет в мужской секции предварительную камеру,

примечания
(19) А в городе Шанхае во многих туалетах желоб заменяют пластмассовые баки, куда трудящиеся честно справляют нужду. Кстати, совершенно неясно, чем объяснить отсутствие таких баков в Пекине, где, по последним сведениям, сосредоточено самое большое число общественных туалетов — более семи тысяч, и в этом смысле Шанхай никак с ним не может сравниться.

где происходит мочеиспускание в имеющийся вдоль стены наклонный желоб (19), а также последующую камеру, гораздо более обширную, где, по мысли архитекторов, должно происходить калоизвержение. К сожалению, бесплатность туалета позволяет жаждущим зачастую относиться к планам архитекторов как к ненужной роскоши.

Стены туалета украшены рукописными лозунгами красного цвета, посредством которых власти призывают не справлять нужду где попало и не плевать на пол , а также разнообразными надписями, которые по тем или иным причинам сочли необходимым оставить после себя посетители. Надо ли говорить, что граффити на русском языке там встречаются достаточно регулярно!

Бесплатный туалет обладает минимумом удобств: на тот же самый бездонный ров положены равномерно бетонные плиты, и на них на корточках испражняются местные жители. Впрочем, тысячелетняя культура бюрократического управления чувствуется и здесь: в туалете рядом со станцией метро Сичжимэнь в Пекине в конце "зала большой нужды" на бетонных плитах укреплен сверкающий белизной унитаз без крышки. Наблюдения показали, что он предназначен для ответственных работников — лишь однажды мною был увиден человек, восседающий на нем с книжкой и карандашом в руках; человек был одет в поношенный френч с подвернутыми манжетами и справлял нужду, не отрываясь от работы. Когда же ответственные работники не посещают туалет, это замечательное место все равно остается вакантным и простой люд честно корчится рядом без малейших удобств.

Надо отметить, что в последнее время уровень сервиса, предоставляемого бесплатными туалетами, несколько возрос. В первую очередь это заметно в районах храмовых комплексов, парках или в музеях под открытым небом. Так, бесплатный туалет при храме Конфуция в Цюйфу по изяществу отделки может поспорить с некоторыми платными туалетами.

Платные туалеты стоят на следующей ступени развития и обладают рядом безусловных достоинств. Они располагаются, как правило, в центре города, часто двухэтажные (по одному этажу для каждого пола) и привлекают внимание сразу. Что видит путешественник, жаждущий встречи с прекрасными памятниками древней культуры, когда сходит с пригородного автобуса рядом с знаменитым загородным пекинским парком на горе Сяншань? Он видит двухэтажное солидное здание с красивой лепкой и дверью с медными блестящими ручками; дом похож на дворец культуры и на крыше возвышаются два огромных розовых иероглифа "Цэсо" (т. е. "Туалет"). Не знающий китайского языка турист устремляется туда, полагая купить билеты в прославленный парк или пообедать; иногда он думает, что это музей, что вполне объяснимо. Трудно не зайти в этот роскошный очаг культуры, рядом с которым прочие одноэтажные сооружения смотрятся блекло и незаметно!

примечания
(20) Впрочем, если вы отреагируете на протянутый кусок бумаги апатично или с непониманием, дающая его рука немедленно исчезает в окне будки прислужника. Конечно, курьезы, связанные с туалетной бумагой в платных туалетах, свойствены не только китайской цивилизации. Ср.: "Прошлым летом в Приднестровье, а именно на автовокзале в Тирасполе, я пережила трепетное ностальгическое оцепенение при виде подобного сооружения. Но не обошла и этот храм революция. Вход в него оказался платный и предусматривал особую услугу: выдачу туалетной бумаги. Правда, за неимением оной нам были вручены пачки листов с надписью "воинский билет", что было еще очаровательней, поскольку отражало сам дух этой удивительной республики" (Сурова Е. Иероглифы "М" и "Ж": граница между мирами // Протокол и этикет. 2001. № 2. С. 70).

Главное достоинство платного туалета состоит в том, что в нем всегда горит свет, тогда как в туалете бесплатном он не предусмотрен (и, видимо, поэтому некоторые трудящиеся не могут вписаться со своими отправлениями в щель между плитами). Кроме того, вы платите от 10 по 20 фэней (по ценам 1991 г.) не только за возможность справить нужду: при входе вам немедленно дают обрывок туалетной бумаги, длиной не превышающий пятнадцати сантиметров (20). Трудно сказать, что можно сделать с таким количеством бумаги. Зато в самом туалете вы находите как писсуары, так и кабинки с закрывающимися дверями и вполне рабочими унитазами. Иногда в помещении появляется служительница с шваброй и протирает ею пол, не обращая внимания на присутствие посетителей.

К категории частично предоплаченных туалетов следует отнести туалетные заведения на транспорте (то есть туалеты поездные и авиационные), поскольку возможность пользования этими туалетами наступает для вас только после проникновения в поезд или самолет, что происходит согласно приобретенному вами билету. С авиационным туалетом связан следующий случай, наглядно демонстрирующий, как через это место отправления потребностей можно легко понять характер нации.

Автору этих строк примерно году в 1994-м случилось лететь внутренним рейсом из Пекина в Урумчи (Синьцзян-уйгурский автономный район). Полет проходил на арендованном у Казахстана самолете Ил-86. Широко известно, что вся жизнь современного китайца построена вокруг трехразового правильного питания; если таковое представляется проблематичным или может быть обеспечено не на должном уровне, китаец в такое место просто не поедет, тем более в командировку. Кроме того, разного рода "мелкая еда" (сяочи) — от орешков, конфеток до пива — служит в путешествии своего рода развлечением. Обычно таковым развлечением китайцы не забывают обеспечить себя перед тем, как отправиться в путь, а коли запасы сяочи по какой-то причине иссякли, к их услугам всегда есть специальные люди, готовые это развлечение в необходимом количестве предоставить. В самолете данная национальная особенность учитывается в полной мере, что продиктовано высокой ценой билета и входит в сервис. Нас пытались кормить и поить через каждые полчаса (а перелет занимал около трех часов); побаловали, разумеется, основательным (поднос), а потом регулярно — и мелким (орешки, кексы, пиво, вода и пр.) питанием. После каждой "еды" у туалета выстраивалась очередь пассажиров на предмет удовлетворения необходимой нужды. В один прекрасный момент к очереди подошел такой же, как и все, китайский человек, полностью ее игнорируя, дернул ручку кабинки и убедился, что кабинка закрыта. Рядом, в одном шаге от него, стоял очередной жаждущий, возглавлявший очередь, но он не сказал ни слова (а представляете, что было бы у нас, ежели кто-то так нахально, плюя на всех, полез бы вперед!). Внеочередник стал выразительно топтаться рядом с дверью и, когда свежеоправившийся покинул туалет, ринулся внутрь. Никто и не пытался остановить его. Так мои более ранние наблюдения над другими сторонами жизни нынешнего китайского общества позволили мне сформулировать один важный принцип жизни современной китайской цивилизации: никогда не останавливай того, кому надо больше, чем тебе, хотя тебе надо не меньше. Это автоматически дает тебе право поступать так же в любой жизненной ситуации, где на одно место (действие, ход) претендуют одновременно еще несколько человек: при посадке в общественный транспорт, при занятии мест в столовой и пр. В подобных случаях вопрос о вежливости (в привычном для нас понимании) снимается вовсе (или переходит на иной уровень, к которому подобные мне оказываются еще не готовыми), и тот, кого более сильный и ловкий столкнул с автобусной подножки, не ропщет, а воспринимает случившееся как должное, ибо знает: его право однажды сделать то же — всегда при нем.

Что до туалета поездного, то обычно это весьма забавное помещение из двух камер — умывальной, побольше, там две или три раковины, и — туалетной, поменьше, с практичным металлическим полом, в котором проделана дырка, и краном для смыва. Эта часть туалета отделена от первой дверью с замком. Иностранец, попавший в китайский поездной туалет в первый раз (мы, разумеется, ведем речь об обычном китайском поезде, а не о вагоне купейном), невольно теряется: дверь в умывальную камеру не закрывается никогда, и там, ничуть не смущаясь присутствием окружающих и явно недостаточным количеством раковин, занимается своим туалетом некоторое (сколько поместится) количество пассажиров — они чистят зубы, бреются, простирывают маленькие, полезные в быту путешественника полотенца и совершают тому подобные манипуляции, доброжелательно прорываясь к раковинам по принципу, описанному выше. Дверь в туалетную камеру постоянно закрыта: там все время кто-то есть. Однажды, ради эксперимента, автор этих строк в течение достаточно долгого времени наблюдал за туалетом, пытаясь уловить момент, когда один посетитель туалетной камеры сменит другого, чтобы понять, по какому принципу это происходит — в порядке очереди или как-то еще, и не смог этого сделать: движущиеся как броуновские частицы пассажиры все время скрывали от моих глаз что-то важное.

Но безусловным совершенством, доступным немногим, обладает только гостиничный туалет. Трудно сказать о таких китайских туалетах что-то особенное — здесь используются принятые в мире стандарты. Правда, иногда китайский народ добавляет что-то и от себя. В пекинской гостинице "Shangri-La" в 1991 г. туалет был снабжен туалетным боем в униформе отеля, и бой находился там постоянно.

Когда вы входите, мальчик приветствует вас на чистом английском языке и выражает радость от того, что вы его посетили. Далее он интересуется, какую потребность вы пришли удовлетворить и провожает вас к соответствующему устройству. Пока вы находитесь в кабинке, он пытается развлекать вас разговором о городе Пекине и его достопримечательностях; он интересуется, побывали ли вы в Императорском дворце, в Мавзолее Мао Цзэ-дуна, и бывает весьма огорчен, если вы не посетили этих мест. Вы можете, помимо всего прочего, получить не только крайнее удовлетворение, но и массу полезной информации. Кроме того, бой помогает вам вымыть руки и предлагает что-нибудь почистить, а также купить карты города и прочую ерунду и провожает вас до двери, которую предусмотрительно распахивает, и вы выходите под возглас "Приходите еще!".

примечания
(21) Так, нам известно, что в Европе унитаз, на который можно было бы присесть, появился сравнительно поздно и был доступен лишь лицам, принадлежавшим к высшим слоям общества. Да что говорить! Первый общественный европейский туалет датируется лишь 1214 г.!
(22) Прообраз такого унитаза был известен на Шри Ланке более чем две тысячи лет назад. Вот оно, взаимовлияние культур!

В заключение позволю себе сказать буквально несколько слов о туалетном оборудовании, то есть об унитазах. Справляющие нужду издревле делятся на "восседающих" и "корточкистов" (Дальний Восток традиционно пробировал последний тип оправки); сходным путем пошла и эволюция унитазов, и нельзя сказать, что китайцы в этом сколь-либо оригинальны: упомянутая выше археологическая находка в Хунани свидетельствует лишь о том, что эволюционный процесс в туалетной сфере начался у них несколько раньше прочих народов (21). Неорганизованный сельский туалет никаким унитазом не обладает по определению. В общественных городских туалетах (платных и бесплатных) доминирует вариант унитаза для корточкистов (столь близкий к японскому или южнокорейскому типу): фаянсовое, утопленное в пол сооружение с явно обозначенными местами для постановки ног и сливом воды (22). Этот же тип унитаза характерен для туалетов, расположенных в учреждениях, общежитиях и вообще домах старой, до середины 80-х гг. XX в. постройки. И напротив — в гостиничных туалетах безраздельно властвует привычный нам унитаз для восседающих. Такими же унитазами комплектуются, как правило, и сооружения, возводимые в последнее время. Прогресс не остановить, и то, что в древности было доступно лишь лицам императорского рода, ныне становится достоянием самого простого человека. Правда, причудливая национальная фантазия и здесь породила гибридные, промежуточные варианты, когда вполне полноценный унитаз вмуровывается практически до самого верха в выложенный плиткой выступ стены, на котором вполне можно сидеть и безо всякого унитаза.

 

в начало раздела | на первую страницу | наверх
Про копирайты:
© И. А. Алимов, 2002.
Все права на все материалы, тексты и изображения, представленные на данном сайте, за исключением особо оговоренных случаев, принадлежат И. А. Алимову.
Никакие материалы, тексты и изображения с данного сайта не могут быть никоим образом использованы без ведома и разрешения владельца авторских прав.